Наш Опрос:
Еще опрос?
Офіційне лого Олімпіади 2022:
![](/logo.jpg)
Статистика |
![](/stat/1739173415)
Онлайн всего: 4 Гостей: 4 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2014 » Март » 16 » Хустська готика (мовою оригінала - російська)
20:02 Хустська готика (мовою оригінала - російська) |
Хустська готика (мовою оригінала - російська)
В Хуст, где даже готика –
из дерева Знаменитая "хустская четверка" готических деревянных храмов
не имеет аналогов в мировой архитектуре
Хотя хустский замок
далеко не лучшим образом сохранился, о нем почему-то слышали все, даже
далекие от туризма люди. А вот шедевры, "небрежно рассыпанные" около
городка, остаются в тени. Сокирница-Крайниково-Данилово-Александровка -
названия этих сел звучат как музыка для тех, кто там был или хотя бы
рассматривал в книгах фотографии прекрасных готических храмов с высокими
шпилями, непонятным образом созданных ... из дерева.
Впервые я
попала в Хуст, возвращаясь из Карпатского биосферного заповедника, где
мы с друзьями несколько дней рыскали по горам и пещерам. С транспортом
нам как-то не повезло. Не без труда удалось отхватить билеты на автобус
"Хуст-Мукачево", а вот в окрестные села в обозримом будущем никакого
рейса не намечалось. Поэтому пятеро товарищей и шесть рюкзаков остались в
тенечке на привокзальной площади, а мне, как инициатору вылазки,
пришлось искать средство передвижения. Сработал проверенный способ:
обойти припаркованные машины и пообщаться с их водителями, и мне
посчастливилось поймать за рукав владельца частного "бусика" и уболтать
его покатать нас за умеренную цену. Первый пункт маршрута – село
Сокирница в 15 км от Хуста по тячевской трассе. Из-за деревьев
показывается острый шпиль, а затем и сама церковь с высокой башней, до
самых крестов покрытая "чешуей" гонта.
Задрав головы и разинув
рты, мы разглядываем церковь. Выглядит она таким же порождением природы,
как и смереки вокруг нее. Словно в подтверждение, из оконца колокольни
вылетает по своим делам настоящая сова. Чтобы не уронить авторитет, рот
мне приходится закрыть; с умным видом я принимаюсь рассказывать своим
спутникам о мараморошской готике. Так образно называют тип деревянных
храмов, характерных для юго-восточной части Закарпатья – Марамороша. К
этому типу относятся сокирницкий храм св. Николая и другие церкви
хустской группы. Строгие готические формы, воплощенные в дереве и
приспособленные к местным традициям украинскими мастерами, сохранили
величественность, но человека не подавляют. Не в наших это обычаях.
Такие
церкви традиционно состоят из трех частей: алтаря, навы (нефа) и
бабинца с башней-колокольней. Срубы сложены из дубовых колод,
скрепленных по углам врезами-"замками". Высокая крыша церкви, покрытая
деревянным аналогом черепицы – гонтом или лемехом, успешно противостояла
обильным карпатским дождям и не давала накапливаться снегу. И, конечно,
самый яркий элемент – каркасная башня, переходящая в декоративный венец
- "підсябиття", затем открытую аркаду (обычно там подвешивали колокола)
и шатровую крышу с изящным шпилем, окруженным четырьмя маленькими
башенками. Лично для меня непостижимо, как мастера достраивали тонкий
шпиль, кажется, на него и опереться-то нельзя. В воздухе, что ли,
зависали... И еще - зачем нужна башня, если рядом с церковью отдельно
стоит колокольня? Считается, что это отголосок древней традиции: в
XIII-XV веках подобные башни на храмах имели боевое назначение. Даже
термин "підсябиття" происходит от слов "бить под себя", т.е.
обстреливать из бойниц подножье башни. Поднявшись на отдельно стоящую
колокольню, я выдвигаю гипотезу о том, что ее придумали специально для
фотографов – отсюда вид на церковь просто замечательный.
Кроме
даты постройки (1707 год) вокруг двери Николаевской церкви вырезаны
орнаменты с древними символами солнечного круга, шестилистниками,
полосками-"веревочками". Изначально церковь была построена в селе Шашвар
(теперь это Виноградовский район) еще в начале XVII в., а при
перенесении в Сокирницу ее перестроили и украсили башней. Вот еще одна
особенность деревянной архитектуры – здание можно просто разобрать,
перевезти и снова собрать на новом месте.
Мы возвращаемся в
бусик и едем дальше. А ехать-то и недолго: до церкви в селе Крайниково
всего километра три, до Данилова – еще столько же. Оба храма относятся к
тому же типу, что и сокирницкий. Казалось бы, все три церкви построены в
соседних селах – а значит, и заказывали их мастерам примерно так:
"Зроби, як ото у сусідів. Тільки краще!". Но каждая из них имеет яркую
индивидуальность.
Храм архангела Михаила в Крайникове – самый
старший (1668), он послужил образцом для мастеров, строивших церкви в
Данилове и Александровке. Окруженный свитой из вековых дубов, чуть ли не
своих ровесников, всем своим видом он производит солидное впечатление.
Срубы сложены из могучих колод, опять-таки дубовых, гонтовая крыша
поросла мхом, "одвірок" пышно украшен резным орнаментом со знакомыми по
Сокирнице "веревочками" и "солнышками". Зная, что Михайловский храм –
один из немногих в Украине, где сохранились настенные росписи по
полотну, наклеенному на гладкие стены сруба (сделаны в XVII-XVIII вв.),
мы приложили все усилия, чтобы отыскать сторожа. Он любезно открыл нам
церковь и разрешил фотографировать. Ценные росписи сохранились плохо и
срочно нуждаются в реставрации. Почти все изображения потемнели и
превратились в "негативы" – на черных ликах сверкают белые глаза с
темными зрачками (вряд ли это задумка художника). В других церквях
такого видеть не приходилось.
Если для крайниковской памятки
больше подходит слово "храм", то в Данилово просится название женского
рода – "церковь", настолько она стройная и грациозная. Действительно,
35-метровая башня церкви святого Николая (1779 г.) - самая высокая из
подобных закарпатских башен. А как она расположена! И без того высокая,
церковь стоит на холме в центре села, устремляясь вверх своим тонким
шпилем. Мы поднимаемся по крутой тропинке прямо к крыльцу церкви и не
можем удержаться, чтобы не сфотографироваться, высунув физиономии в
симпатичные окошки-прорези. По древнему срубу приятно провести рукой или
посидеть, прислонившись к нему.
Последняя из хустской четверки
церковь находится в селе Александровка, в четырех километрах от
Данилово. Оставив машину на центральной улице, откуда видна за домами
верхушка шпиля, как всегда, активно разыскиваем хранителя ключей. В
конце концов, потратив немало времени, находим секретаря сельрады, и она
ведет нас к цели сначала по сельским улочкам, а потом через чьи-то
огороды. Церковь святой Параскевы Пятницы (1753 г.) на фоне окружающих
гор выглядит просто фантастически. В отличие от предыдущих храмов, она
не действующая. В советское время в ней обустроили музей, экспонаты
которого – утварь, одежда, посуда - и сейчас здесь пылятся. Иногда сюда
на экскурсию привозят школьников, а в последнее время стали все чаще
приезжать туристы. Но, конечно, не ради музея, а ради росписей, широко
известных в узких кругах. Мы же, впервые попав тогда в Александровку, об
этом еще не подозревали, поэтому первое впечатление было шокирующим.
Яркие, красочные росписи работы Стефана Теребльского (1779 г.) покрывают
стены, и даже свод церкви. Сохранились они лучше, чем в других храмах
Закарпатья, но срочно требуют профессиональной реставрации. Каким-то
чудом сохранился и четырехъярусный иконостас XVIII века.
Сюжеты
росписей в центральной части храма нам были более или менее понятны. Во
всяком случае, изображения мучеников, ангелы, страстей Христовых и
других библейских сцен вопросов особых не вызывали. Но в бабинце,
западной части храма, где находится вход, со стен на нас смотрели
какие-то девицы с кубками в руках. Причем на одной стене барышни держали
их нормально, а на другой – опрокинутыми. Восполнив дома свои постыдные
пробелы в образовании при помощи книг по искусству и Библии, мы узнали,
что имелись в виду библейские "девы разумные" и, соответственно,
"неразумные", и в руках у них не кубки, а масляные светильники. Воины и
черти с мечами, луками и весами, едущие на конях, оказались
апокалиптическими всадниками, а еще две картинки, на которых изображено
что-то не совсем понятное, но очень жуткое – аллегориями греха и триумфа
смерти.
Друзья! Путешествуйте по родному краю! Это расширяет вашу эрудицию!
Четыре
шедевра, увиденные нами за один день, потрясли всех, даже нашего
водителя. Он ходил смотреть храмы вместе с нами и с интересом слушал мои
комментарии. По возвращении в Хуст он взял с нас намного меньше денег,
чем договаривались – впритык за бензин, и немногословно поблагодарил:
"Скільки тут живу, а того не бачив і не знав!"
Меня же
марамарошская готика бесповоротно влюбила в деревянные церкви. И чем
больше я о них узнаю – из книг и при "личных встречах" в поездках по
Украине, тем больше они меня удивляют.
|
Категория: Карпаты |
Просмотров: 551 |
Добавил: FreeDOM
| Рейтинг: 0.0/0 |
|